Маршрут выходного дня

"Библиотека семейного чтения"

Здесь можно скачать буклет

Маршрут выходного дня «Библиотека семейного чтения»

Рекомендовано для ребенка старшего дошкольного возраста

Цель и задачи:

  • формирование позитивного эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами детского сада;
  • развитие совместного творчества детей и родителей;
  • развитие речевой активности ребёнка, его умения вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться.

 

Содержание маршрута:

 

  1. Что рассмотреть с ребенком.

 

Перед началом прогулки поинтересоваться у ребенка где хранятся книги (дома в шкафу). А если хочется прочитать какую-то книгу, а дома её нет, где можно взять? (в магазине или библиотеке).

Показать ребёнку библиотеку, читальный зал.

Рассмотреть с ребёнком стеллажи для книг, оформление стен. Обратить внимание на книги, журналы.

Рассмотреть с ребёнком разные жанры книг: сказки, стихи, загадки, книги о животных, о природе, энциклопедии и т.д.

Взять иллюстрированную книгу для просмотра с ребёнком (например, про животных, космос, насекомых и т.д.)

 

  1. Что рассказать (прочитать) ребёнку.

 

Рассказать ребёнку о профессии библиотекаря. (Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов. Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых книг на встречу с читателями.)

Можно прочитать ребёнку сказки или прослушать аудиосказки.

Рассказать ребёнку о правилах поведения в библиотеке и бережном отношении к книгам.

  1. Какие вопросы задать ребенку.

 

Что такое библиотека? ( Библиотека – это дом, здание, где живут книги. Это слово состоит из двух слов – «библио», что означает «книга», и «тека», что означает «хранилище». Т. е. библиотека – это хранилище книг.)

Для чего нужен читальный зал? (В читальном зале можно в тишине, не отвлекаясь на посторонние шумы, прочитать редкие книги, которые не выдаются для чтения домой.)

Какая у ребенка любимая сказка?

  1. В какие игры поиграть с ребёнком.

 

Поиграйте с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Библиотекарь» по сюжетам: раскладывание книг по своим местам на полках библиотеки; читатель пришел выбрать книжку; читатель принес прочитанную книгу.

Поиграйте в игру-викторину «Угадай героя сказки».

  1. Что предложить ребенку сделать (сделать взрослому совместно с ребёнком) после прогулки.

 По возвращению домой поиграйте с ребёнком, используя следующие игровые задания

Побеседуйте с ребёнком на темы: «Зачем нужна библиотека», «Какие бывают книги», «Профессия - библиотекарь», «Если бы не было книг», «Что делать, если ты порвал книгу». Спросите у ребенка, что запомнилось больше всего, и предложите это нарисовать.

Поиграйте с ребёнком в сюжетно-ролевую игру «Библиотека»

Так же можно предложить сделать закладку для книги

Создать книжку-малышку своими руками и принести в детский сад. Нарисовать или раскрасить иллюстрации к любимым произведениям, сделать аппликацию, оригами или вылепить сказочного персонажа.

Сделайте вместе с ребёнком книжку-малышку «Любимая сказка».

Предложите ребенку отремонтировать книги «Книжная мастерская». В процессе изготовления творческой работы, предлагаем провести с ребёнком физкультминутку и пальчиковую гимнастику

 Занимаясь творчеством можно совместно с ребёнком прослушать аудиосказки, аудиокниги.

 Создайте с ребёнком фото или видеотеку о пройденном маршруте, предложите просмотреть её другим.

Не забывайте читать ребёнку книги, ведь как сказал В. Сухомлинский «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

 

свернуть

«Моя малая родина г.п. Холопеничи»

Здесь можно скачать буклет

Маршрут выходного дня «Моя малая родина г.п. Холопеничи»

(старший дошкольный возраст)

 

     В современных условиях развития общества проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Интерес к ней в нашей стране связан и с тем, что для белорусов особенно остро стоит проблема формирования уважения к своему народу, родному языку, культурно-историческому наследию, воспитания национального самосознания.

     Именно в дошкольном возрасте закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, родной стране. Ребёнок пронесёт его через всю жизнь. А приобретаемые в последующем знания будут накладываться на это отношение.

     Перед педагогами и родителями стоят сложные задачи: как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, умение видеть красоту родной природы, с первых шагов формировать черты характера, которые помогут ребёнку стать гражданином общества, воспитать любовь и уважение к семье, родному дому, детскому саду, улице, своему посёлку.

При организации работы по патриотическому воспитанию предлагаю маршрут выходного дня, который может быть использован родителями.

          Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому  наследию нашего поселка, воспитание любви к родным местам. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

        Задачи: формировать представления у детей о своём посёлке, об истории его возникновения и о его основных достопримечательностях;                       

 

 Подготовка к прогулке «маршрута выходного дня»

ШАГ 1. Назначьте с детьми день (суббота или воскресенье) для прогулки. Мы рекомендуем субботу, так как есть возможность отдохнуть всей семьей вместе.

ШАГ 2. Изучите схему маршрута для посещения на карте.

ШАГ 3. Посмотрите фотографии объекта посещения.

ШАГ 4. Подготовьте удобную обувь, одежду, головной убор.

Не забудьте про аппарат для фото-, видеофиксации.

По желанию возьмите с собою питьевую воду, можно термос с чаем, бутерброды, фрукты (на территории парка можно будет поиграть, отдохнуть, перекусить).

Не забудьте про буклет

ШАГ 5. Семья в сборе!!! ВМЕСТЕ Вас ждёт весёлая прогулка!!!

Настройте детей и себя после выходных поделиться эмоциями от прогулки через фото-, видео, мини-сообщение, семейную стенгазету, показ творческих работ.

Тип экскурсии: пешая

Ход маршрута:  

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский).

1.Во время прогулки предложите ребёнку познакомиться с интересными фактами из истории нашей Малой Родины, городского посёлка Холопеничи, откуда произошло его название. (Приложение №1)

 

Подготовка к прогулке «маршрута выходного дня»

ШАГ 1. Назначьте с детьми день (суббота или воскресенье) для прогулки. Мы рекомендуем субботу, так как есть возможность отдохнуть всей семьей вместе.

ШАГ 2. Изучите схему маршрута для посещения на карте.

ШАГ 3. Посмотрите фотографии объекта посещения.

ШАГ 4. Подготовьте удобную обувь, одежду, головной убор.

Не забудьте про аппарат для фото-, видеофиксации.

По желанию возьмите с собою питьевую воду, можно термос с чаем, бутерброды, фрукты (на территории парка можно будет поиграть, отдохнуть, перекусить).

Не забудьте про буклет

ШАГ 5. Семья в сборе!!! ВМЕСТЕ Вас ждёт весёлая прогулка!!!

Настройте детей и себя после выходных поделиться эмоциями от прогулки через фото-, видео, мини-сообщение, семейную стенгазету, показ творческих работ.

Тип экскурсии: пешая

Ход маршрута:  

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А. Сухомлинский).

1.Во время прогулки предложите ребёнку познакомиться с интересными фактами из истории нашей Малой Родины, городского посёлка Холопеничи, откуда произошло его название. (Приложение №1)

 

 

 Предложите ребёнку послушать историю названий улиц, которые находятся территориально близко от детского сада и собственного дома. По дороге предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно  поиграть вигры «Назови номер дома», «Посчитай этажи».Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте  правильные ответы ребенка.

( Приложение №2)

  1. Отдыхая на лавочке в парке,  предложите ребенку поиграть с вами в:

Игровые упражнения

Дидактические игры

Подвижные игры ( Приложение №3)

  1. Какие вопросы можно задать ребенку?

 

-как называется поселок, в котором ты живешь?

- для чего даются названия улицам?

- где размещаются таблички с названием улиц?

-для чего нужны номера на зданиях и жилых домах?

 

  1. Литературная пауза:

 

Стихи о родном крае

 

Пословицы и поговорки

 

Загадки  (Приложение №4)

 

  1. После совместной прогулки побеседуйте с ребёнком о проведённом вместе времени.

-Что ты чувствовал, когда слушал историю о своём посёлке?

-Какие достопримечательности посёлка тебе понравились, запомнились больше всего?

-Где бы ты хотел побывать ещё раз?

-Куда бы ты хотел вернуться?

 

 Просмотрите фотографии, которые вы сделали. Вспомните самые приятные впечатления, отобразите их на бумаге с помощью рисования или аппликации.

                                                                                                              

Приложение1

История становления г.п.Холопеничи

 

Холопеничи — поселок в Крупском районе Минской области на реке Нача. Является центром сельского совета, находится в 34 км к северу от Крупок.

История Холопеничей По мнению этнографа Адама Богдановича, у топонима «Холопеничи» скифское происхождение: от слов «хола» или «гола» — вода, озеро и «пея» — река. Также возможно и происхождения от балтского гидронима «Холопея» — озера, созданное рекой. Географ-топонимист  Вадим Жучкевич считал, что топоним произошел от слова «холоп».

История Холопеничей Впервые в письменных источниках Холопеничи упоминаются в 1451 г., как небольшое местечко в Оршанском повете ВКЛ. Оно принадлежало Долгодовичу, Кезгайлам, Нонгартам, Хрептовичам. Здесь действовал монастырь доминиканцев, были открыты церковь и костел.

После 1-го раздела Речи Посполитой Холопеничи вошли в состав Российской империи, здесь появилась школа. С 1924 по 1931 гг. и с 1935 по 1960 гг. были райцентром.

Достопримечательности  Холопеничей Самая яркая достопримечательность поселка — руины церкви Успения Пресвятой Богородицы. Храм, построенный в ретроспективно-русском стиле в 1863 г., был разрушен во время Великой отечественной войны, но сохранившиеся мощные кирпичные стены и сегодня выглядит впечатляюще. Рядом с остатками Успенского храма недавно построена новая — небольшая деревянная церковь.

Также в Холопеничах сохранились отдельные сооружения бывшего доминиканского монастыря. Сейчас в его здании  действует дом культуры.

В сквере поселка стоит памятник Адаму Богдановичу — известному этнографу, историку, родившемуся и преподававшему в Холопеничах.

Известные уроженцы Холопеничей Адам Богданович — этнограф, историк, отец поэта Максима Богдановича; Лукаш Семенюк — белорусский военный деятель; Валерий Гришанович — белорусский писатель; Надежда Евчик — белорусский языковед.

 

 

                                                                                               Приложение 2

В городском поселке Холопеничи Крупского района Минской области местные власти решили обозначить на табличках с названиями улиц их прежние исторические названия. Под наименованием сегодняшний названий улиц, которые остались от советских времен (Революционная, Ленина, Советская, Первомайская, Карла Маркса), размещаются их былые названия: улица Замковая, Узнацкая, Черейская, гора Галькевицкая. Бесспорно, такие таблички подчёркивают память и уважение к своей истории.  В Холопеничах на указателях названий улиц появились их исторические названия.

Улицы и площади

Официальное название

Историческое название

Улица Карла Маркса

Виленская улица (начало) Гора Галькевицкая (продолжение)

Кошевого улица

Горовая улица

Ленинская улица

Подберезская улица (начало) Узнацкая улица (продолжение)

Новосоветская улица

Борисовская улица

Первомайская улица

Черейская улица

Пролетарская улица

Ковалевская улица

Революционная улица

Замковая улица

 

 

                                                                                                                             Приложение 3

Игровые упражнения:

«Скажи ласково»

(произносить слова в уменьшительно-ласкательной форме)

Дом-домик,

Улица-улочка,

Сад-садик и т.д.

 

«Один - много»

Дом-дома-много домов,

Улица-улицы-много улиц,

Дерево-деревья-много деревьев и т.д.

«Кто больше слов придумает?»

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Мяч, фанты.

Описание игры. Родитель называет какой-нибудь звук и просит ребенка придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

 

Дидактические игры:

«Что лишнее?» (использование предметных картинок)

Найти лишнюю картинку (дом, дорога,-медведь-)и т.д.

 

   

Подвижные игры:

БЕГИ  КО МНЕ

Задачи: учить ребенка действовать по сигналу. Упражнять в ходьбе и беге в прямом направлении.

Описание: ребенок  сидит на скамейке (например, в парке, во время отдыха). Взрослый отходит к противоположной стороне и говорит «беги ко мне!». Ребенок бежит к родителям. Взрослый  приветливо его встречает. Затем они переходят на другую сторону площадки и говорят «беги ко мне!  (к нам!)» На слова взрослого «Беги домой!» ребенок садится на скамейку и отдыхает.

Правила:

  1. Бежать к родителям только после слов «Беги ко мне!»
  2. Ребенок бежит к скамейке и садится только после слов «Беги домой!»

 

                                       ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Задачи: развивать у ребенка умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание: ребенок сидит на скамье, родитель предлагает ему пойти гулять. Он встает с места, свободно взявшись за руки с родителями. Родитель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму - бух». При словах «По ровненькой дорожке..» ребенок идет шагом. «По камешкам», прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» - присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов взрослый произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».

Правила:

  1. Движения должны соответствовать тексту.
  2. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».
  3. Убегать домой только после слов «там мы живем».

 

                                                                                             Приложение 4

РОДНОЕ

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, И лесок,

В поле - каждый

Колосок,

Речки,

Небо надо мною –

Это всё моё, родное!

(В.Орлов)

***

Лучше нет родного края Жура-жура-журавель! Облетал он сто земель. Облетал, обходил,  Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: — Где же лучшая земля? — Отвечал он, пролетая: — Лучше нет родного края! (П. Воронько).

КРАЙ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ

Мы играем возле дома

И зимой, и летом.

Все давным-давно знакомы

В милом доме этом!

Посмотри, как хорош

Дом, в котором ты живёшь!

      Слышишь, улица родная,

Нет тебя чудесней!

Мы по улице шагаем

Вместе с нашей песней!

Посмотри, как хорош

Город тот, где ты живёшь!

Нашим самым дружным хором

Песенка поётся.

Дом, и улица, и город

Родиной зовётся!

Посмотри, как хорош

Край, в котором ты живёшь!

     (Ю.Энтин)

 

  Пословицы и поговорки о родном крае

♣ Нет в мире краше Родины нашей

♣ В своем болоте и лягушка поет

♣ Дома и стены помогают

♣ Человек без родины, что соловей без песни

♣ Береги землю любимую, как мать, родимую.

♣ Своя земля и в горсти мила (раньше, при отъезде из дома было принято брать с собой горстку родной земли. Считалось, что родная земля способна оберегать человека от опасностей)

♣ Где родился, там и пригодился

♣ На родной стороне и камушек знаком

♣ Каждому мила своя сторона

♣ Где родной край, там и рай

♣ Родина-мать, умей за нее постоять

♣ Родимая сторона - мать, чужая - мачеха

♣ Всякая сосна своему бору шумит (всякий человек верен своей земле)

♣ В каком народе живешь, того и обычая держись.

♣ Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

♣ К Родине любовь у семейного очага рождается.

♣ Милует Бог и на своей стороне.

♣ Родных нет, а по родимой сторонке человек тоскует.

♣ Та земля мила, где мать родила.

♣ Гусь по озеру своему скучает, человека тоска по Родине не покидает.

♣ Земля родная – колыбель золотая.

♣ И пылинка родной земли – золото.

♣ Иди в родной край, там и под ёлкой – рай.

♣ Как дверь ни открывай – она возвращается к своему порогу.

♣ Мала птица, а и та своё гнездо бережёт.

♣ На родной стороне даже дым сладок.

♣ На чужбине родная землица во сне снится.

 

Загадки о Родине

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?  

(Родина)

* * *

За околицей цветут

Белые ромашки,

Жаворонки поют

Над широкой пашней.

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже… (Родины)

* * *

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?  

(Родина)

* * *

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?  

(Родина)

* * *

Наслаждаться не устану

Песней жавороночка,

Ни на что не променяю

Милую стороночку!

Теплый ветер принесет

Аромат смородины,

Так чего дороже нет? —

Нет дороже… (Родины)

* * *

О ней все знают,

Любят, уважают,

А солдат на посту

Бережет, охраняет.

Кто она, все знают!  

(Родина)

* * *

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять мою… (страну)

 

свернуть